Для тех, кто уже умеет

обучение стрельбеМногие уже обладают определенными умениями стрельбы из пистолета. Однако нередко сформированные навыки не столько способствуют, сколько препятствуют дальнейшему совершенствованию.

Это связано с тем, что при недостаточно методически грамотном обучении стрельбе формируются ошибочные или недостаточно полные представления того, как должны выполняться узловые элементы выстрела и выстрел в целом. Сформированные в этих условиях навыки оказываются засоренными ошибочными действиями, которые и становятся тормозом совершенствования.

Известное положение, что учить легче, чем переучивать, имеет в своей основе тот факт, что для изменения каких-то заученных действий необходимо сначала угасить, нейтрализовать навык их выполнения, а уж потом, на их месте, сформировать новый, желаемый.

В то же время практика показывает, что при заинтересованности, желании усовершенствовать свое умение стрельбы из пистолета, серьезном и вдумчивом отношении к приводимым ниже рекомендациям (пусть даже при критическом их рассмотрении) эти лица, используя уже имеющийся у них опыт, легко восполняют пробелы своей подготовки и имеют неоспоримое преимущество перед новичками.

Ниже рассматриваются характерные недостатки, свойственные этой категории стрелков.

Первым шагом на пути к совершенствованию в стрельбе из пистолета должно стать формирование взглядов на содержание предстоящей работы и отношение к ней. При этом следует исходить из следующего:

прицельный выстрел – комплексная деятельность, составляющими которой, в равной мере, являются как физические действия, так и управляющие ими психические механизмы;

психофизические механизмы прицельного выстрела осуществляют свою работу в значительной степени на подсознательном уровне, по программам, сформированным в учебном процессе, и не имеют внешних проявлений, позволяющих контролировать их со стороны;

тренировка стрелка – процесс развития психофизических механизмов, обеспечивающих полноценное выполнение прицельного выстрела.

Практическая стрельба – это не всегда тренировка. В зависимости от отношения к ней стрелка она может оказывать положительное тренирующее воздействие, может и не оказывать (затраченные усилия и время прошли вхолостую), может и вредить, закрепляя ошибочные действия.

Для формирования в двигательных отделах центральной нервной системы программы правильных действий необходимо, чтобы в сознании стрелка, до начала практической работы, сформировалась модель (образ, содержание) этих действий.

Сотрудник должен знать, что он приходит в тир для тренировки, а не просто для стрельбы; знать содержание каждого элемента техники выполнения прицельного выстрела, предъявляемые к нему требования; знать направленность и последовательность переключения внимания при отработке комплексного выполнения выстрела; отказаться от стремления к сиюминутному достижению высокого результата в ущерб качеству работы.

Основные составляющие техники стрельбы из пистолета общеизвестны: изготовка, хватка, прицеливание, спуск, дыхание. Однако издавна установившиеся взгляды на их роль и согласование в процессе работы над выстрелом требуют некоторого переосмысливания.

Изготовка к стрельбе должна быть рациональной и удобной. Площадка, на которой располагается стрелок (линия огня), должна быть горизонтальной и ровной. Однако трудно рассчитывать, что в реальных условиях служебной деятельности она таковой окажется. Вести огонь, вероятно, придется из недостаточно удобного положения, приспосабливаясь к местным условиям. В этой обстановке выработанная рациональная изготовка становится «архитектурным излишеством», не оказывая положительного влияния на результаты стрельбы. Однако в учебном процессе рациональная изготовка способствует освоению других элементов прицельного выстрела, обеспечивающих, в дальнейшем, надежное поражение цели даже в неудобном для стрельбы положении.

Хватка – расположение рукоятки пистолета в кисти руки. Основным критерием правильности размещения рукоятки служит автоматическое совмещение мушки с прорезью при вскидке оружия на мишень. Это положение следует найти. Через 2-3 тренировки оно запомнится, и дальнейших корректив не потребует.

Хватка должна быть плотной, почти жесткой, но не следует «выжимать из нее воду»; не допускать перенапряжения кисти, не вызывать содрогания мышц. Важно постоянство этого усилия на всем протяжении работы над выстрелом. Довольно быстро это усилие запомнится – и проблемы сняты. Сложнее не допускать непроизвольного ослабления усилия хватки в момент приближения выстрела, когда внимание полностью переключено на уточнение прицеливания и выжим спуска.

Автономия работы указательного пальца – одна из проблем, требующих своего решения. Анатомическое строение кисти затрудняет решение задачи. Сгибание указательного пальца при выжиме спуска вызывает тенденцию сгибания всей кисти в запястном суставе. Этого допускать нельзя. Наведите пистолет на светлый фон и наблюдайте за поведением мушки при сгибании указательного пальца, имитирующего выжим спуска.

Добейтесь, чтобы мушка не реагировала на работу пальца. Проверяйте и закрепляйте этот элемент работы на каждом тренировочном занятии.

Прицеливание – наведение оружия в цель и сохранение его в приданном положении, пока не произойдет выстрел.

В прицеливании следует видеть 3 фактора:

а) совмещение ровной мушки с точкой или районом прицеливания. В жизни мы постоянно встречаемся с симметрией предметов. Визуальная оценка точности наведения оружия сложности не представляет, специального разучивания и тренировки не требует;

б) неподвижность мушки в прорези целика. Мушка в прорези должна быть не только «ровной», но и, главное, неподвижной. Только неподвижность ствола наведенного в цель оружия обеспечивает надежное поражение цели. Опыт показывает, что некоторая неточность положения мушки в прорези целика, при стрельбе на дистанции до 20 метров, при условии ее неподвижности, не дает значительных отклонений пробоины на мишени. Неподвижность мушки в прорези обеспечивается закреплением запястного сустава. Этот элемент требует постоянного внимания, но осваивается довольно легко и быстро.

Распространенной ошибкой малоопытных стрелков является концентрация усилий на «выравнивании» мушки, что уводит от решения основной задачи – обеспечения ее неподвижности;

в) устойчивость руки, удерживающей оружие на протяжении времени прицеливания и выжима спуска. В учебной и спортивной стрельбе это самая сложная и трудоемкая сторона подготовки. Без достаточной устойчивости руки не могут совершенствоваться другие стороны работы. В условиях служебной деятельности умелое применение упора эту проблему снимает.

Естественен вопрос: если эта трудоемкая сторона подготовки оказывается невостребованной в реальной жизни, то не следует ли вообще пренебречь ею? Нет! И в реальных условиях возникают ситуации, вынуждающие вести огонь с руки. Не всегда под рукой может оказаться предмет, который можно использовать в качестве упора. Сотрудник, освоивший стрельбу с руки, поднимет эффективность поражения цели, используя упор. Стрелок, умеющий вести стрельбу только с применением упора, окажется не способным поразить цель в случае его отсутствия. Образно говоря, ребенок, научившийся ездить на двухколесном велосипеде, без проблем пересядет на трехколесный, наоборот – не получится.

Спуск. Общеизвестная необходимость плавного развития спускового усилия является справедливой. Но плавность спуска не самоцель, а только прием, способствующий решению основной задачи, которая состоит в том, чтобы этим действием не нарушить положения наведенного в цель оружия. Поэтому требование плавности спуска следует относить только к его завершающей части. Вся предварительная часть спускового усилия, составляющая 2/3-3/4 натяжения спусковой пружины, должна преодолеваться решительно и достаточно быстро, за 2-4 секунды, что позволит осуществить завершающую часть спуска плавно, постепенно.

Развитие мышечного чувства, позволяющего осуществлять полноценно такое управление спуском, процесс трудоемкий, требующий сосредоточения и времени. Но это один из решающих факторов надежного выполнения прицельного выстрела, и над ним нужно работать.

При недостаточном понимании процесса выжима спуска и добросовестно стремясь выполнить требование его плавности, стрелок начинает слишком рано и осторожно наращивать усилие пальца. К моменту приближения выстрела зрение утомлено, возникает потребность перевести дыхание, возросли колебания руки и мушки в прорези. Выстрел, произведенный в таком состоянии, обречен на неудачу. Но предположим, что стрелок нашел в себе мужество и отложил выстрел. При повторной попытке произвести его по той же схеме ситуация повторяется. Для стрелка выход один – решительное усиление давления на спуск в завершающей фазе работы над выстрелом, что приводит к пагубным последствиям, называемым «дерганье».

Сказанное о спуске в значительной степени относится и к затаиванию дыхания. Слишком раннее и длительное полное затаивание дыхания при работе над выстрелом затрудняет стрелку его выполнение. Но в отличие от спуска освоить правильную схему затаивания дыхания удается без особых усилий (см. схему).

Прицельная схема развития усилия спуска и регуляция дыхания

Выше говорилось, что некоторые неточности положения мушки в прорези в момент выстрела, при условии неподвижности ствола оружия, не оказывают слишком большого влияния на результат попадания. Эти практические наблюдения подтверждаются несложными расчетами: ширина мушки пистолета «ПМ» = 1,6 мм. При «ровной мушке» величина просвета между мушкой и боковой стенкой прорези составляет примерно половину видимой ширины мушки, то есть 0,8 мм. На каком удалении от центра мишени окажется пробоина, при стрельбе на 20 метров, если произвести выстрел при мушке, полностью прижатой к стенке прорези? Составим уравнение: дистанция стрельбы – 20 000 мм так относится к длине прицельной линии пистолета – 130 мм, как искомая величина отклонения пробоины – Х относится к величине смещения мушки в прорези -0,8 мм.

20000/130=x/0,8; (20000*0,8)/130=12,3см.

Даже при таком большом смещении мушки в прорези пробоина, при стрельбе по грудной мишени, окажется в восьмерке.