ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ

Общепринятые принципы обучения, тренировки и воспитания в полной мере распространяются и на подготовку стрелка. Обучение, тренировка и воспитание выступают здесь в тесной взаимосвязи, имея при этом свои цели, средства и методы. В практике работы эти различия нередко игнорируются. Обучение и тренировка проходят стихийно, сводятся исключительно к практической стрельбе в расчете, что все само собой утрясется и встанет на свои места. Воспитательные воздействия вообще отсутствуют. Такой подход не позволяет конкретизировать учебные задачи, мешает новичку сосредоточиться на их решении.

Физическая подготовка

Овладение стрельбой из пистолета не находится в прямой зависимости от развития физических качеств стрелка. Требования к его физической подготовленности должны исходить из формулы «необходимо и достаточно».

Сила

В технике стрельбы из пистолета можно выделить три элемента, связанные с проявлением физической силы: сила мышц, удерживающих руку с оружием в положении изготовки, сила кисти руки, удерживающей рукоятку пистолета, сила указательного пальца, осуществляющего выжим спуска.

Можно считать, что физическая подготовленность сотрудников охранных организаций достаточна для освоения техники стрельбы, а в некоторых случаях может оказаться и избыточной.

Для полноценного выполнения прицельного выстрела сила и силовая выносливость мышц должны обеспечивать удерживание руки с оружием при прицеливании без ощущения утомления на протяжении полуторного отрезка времени, необходимого для выполнения выстрела. Это 25-30 секунд. Подчеркиваем, это время до начала утомления мышц. Стрелок способен держать руку с оружием значительно дольше, но производить выстрел, преодолевая при этом развивающееся утомление руки, не следует. Внимание стрелка не должно отвлекаться на контроль и принуждение к работе мышц, удерживающих руку.

Рука – основной рабочий орган стрелка из пистолета. Она должна быть сильной, выносливой, устойчивой и послушной. Это означает, что вес пистолета, удерживаемого в вытянутой руке, не представляется тяжелым. Рука, удерживающая наведенное в цель оружие, достаточно устойчива. Амплитуда ее колебаний не выходит за пределы района прицеливания, величина которого по мере тренированности постоянно сокращается, приближаясь к достижению полной неподвижности оружия в завершающей фазе выстрела. Тонус мышц руки, удерживающей оружие при прицеливании, должен сохраняться без дополнительных волевых усилий. Самопроизвольное, без команды со стороны сознания, снижение тонуса должно быть исключено. Так же должны быть исключены мышечные реакции на посторонние раздражители, могущие возникать при работе над выстрелом.

Величина усилия, развиваемого кистью руки при удерживании оружия в положении изготовки, сравнительно невелика. Основные требования – постоянство усилия и обеспечение автономности работы указательного пальца.

Справедливо считается, что пистолетчику нужна сильная рука. Однако увлечение развитием силы кисти руки без учета согласованности мышечных процессов, непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела, может повлечь нежелательные последствия. Так, применение для развития силы кистевого эспандера вовлекает в активную сократительную деятельность одновременно все мышцы кисти. Необходимая для выстрела автономия указательного пальца утрачена, а с ней и результат. Частичной профилактикой негативного влияния грубой работы на согласованность мышечной деятельности, в подобном случае, может служить дополнительная тренировка в сгибании указательного пальца в его основании, при одновременной фиксации (удерживании) среднего и безымянного пальцев в распрямленном положении.

Величина натяжения спуска пистолетов служебного назначения доходит до 4 килограммов. Это связано с требованиями безопасности (предупреждение случайного выстрела) и обеспечением надежности ударно-спускового механизма. Для мышц указательного пальца преодоление такой величины спуска не такая уж трудная задача. Проблема возникает, когда эта работа должна согласовываться с прицеливанием, не допуская смещения оружия под влиянием нарастающих усилий пальца. В решении этой задачи более сильная кисть имеет некоторые преимущества.

Негативное влияние грубой физической работы может проявляться и в некотором огрублении мышечных ощущений, затрудняющих контроль усилий, развиваемых указательным пальцем при выжиме спуска.

Быстрота

Программа огневой подготовки сотрудников охранных организаций должна предусматривать ситуации, требующие ведения скоростной стрельбы из пистолета.

По сравнению со спокойной стрельбой скоростной выстрел должен осуществляться исключительно за счет времени его подготовки, а не за счет завершающей фазы работы, имеющей решающее значение для результата попадания. Структурные элементы выполнения скоростного выстрела, такие, как изготовка, вскидка оружия, выжим предварительного усилия спуска, освобождение спускового крючка после выстрела и перенос огня на следующую цель специально разучиваются и становятся доступными всем обучающимся, независимо от каких-либо специальных личностных качеств. Даже самый флегматичный человек способен в результате упражнений освоить приемы скоростной стрельбы из пистолета.

Ошибочно отождествлять понятия: быстрота движения и быстрота реакции. Быстрота реакции – важное качество, но в стрельбе, особенно на начальном этапе обучения, ее проявления могут иметь негативные влияния.

Обучение

Обучение должно начинаться с объяснения того, как должно выполняться разучиваемое действие. Объяснение может иметь форму рассказа и показа или только рассказа, если речь идет о психологических сторонах работы. В последнем случае новичок должен четко представлять себе содержание применяемых терминов. Например, таких, как мысленная модель действия, концентрация внимания, установки.

Когда в сознании обучаемого сформировалось содержание предстоящих действий, переходят к попыткам их практического выполнения. Первоначально они проходят с большими ошибками. При многократных повторных выполнениях действия новичка все ближе и ближе будут соответствовать заданному образцу. Начинается процесс освоения. Формула обучения складывается из четырех последовательных этапов: объяснения, осознания, опробования, освоения.

Разучивание выполнения прицельного выстрела может проходить как в комплексе, так и по составляющим элементам или их группам, блокам.

Для точности выполнения необходима точность представления. Можно объяснять стрелку, как происходит управление движениями, в чем состоит механизм повышения тренированности, на что нужно направлять внимание и волевые усилия при работе над выстрелом, но пока сам новичок не осознает и не прочувствует эти усилия, не проникнется убеждением в необходимости и правильности своих действий, до тех пор его работа будет протекать в значительной степени механически, не оказывая заметного влияния на развиваемые качества. Недостаточно, если руководитель будет периодически напоминать стрелку содержание разучиваемых действий. Необходимо, чтобы стрелок сам, перед началом тренировочного занятия, объяснил и сформулировал содержание предстоящей работы.

Процесс разучивания не механическое повторение. Каждая попытка выполнения действия должна сравниваться с мысленной моделью и стремиться приблизиться к ней. Это требует полной концентрации внимания на разучиваемых действиях.

Разучиванию подлежат как технические, так и психологические стороны подготовки, такие, как управление вниманием, развитие мышечного контроля, формирование установок. Разучивание технических действий должно проходить без посторонних помех под контролем руководителя.

По мере освоения действий процесс разучивания переходит в тренировку.

Тренировка

Тренировка – многократное повторение действий в целях лучшего их освоения и развития функциональных возможностей организма. Любая сторона деятельности человека – физическая, умственная, волевая может быть развита путем повторения специально подобранных воздействий. Основное средство тренировки – тренировочные нагрузки. Они различаются по направленности, объему и интенсивности. Объем – количественная сторона работы. В стрельбе это продолжительность тренировки, количество произведенных выстрелов. Интенсивность – моторная плотность занятия, степень физических напряжений и психической активности.

Под воздействием тренировочных нагрузок организм адаптируется к перенесению выполняемой работы. Необходимым условием повышения тренированности является постоянное, постепенное, по мере адаптации, возрастание тренировочных нагрузок. Стереотипные нагрузки поддерживают достигнутый уровень тренированности, но не совершенствуют его. Наибольшее воздействие оказывает величина тренировочной нагрузки между «много и очень много», при установке на улучшение производимых действий.

Направленность тренировки

Выполнение прицельного выстрела требует согласованной деятельности ряда составляющих элементов. Роль, значение, сложность освоения и выполнения каждого из них различны. Одни, например изготовка к стрельбе, осваиваются легко и быстро. Другие, такие как устойчивость оружия, требуют длительной целенаправленной тренировки. Однако, работа стрелка чаше всего сводится к комплексному выполнению выстрела, без выделения сложных и трудоемких элементов в самостоятельную задачу. Это относится даже к технической (без выстрела) тренировке, когда стрелок сводит свои усилия к тому, чтобы вовремя «щелкнуть». Но кроме чисто технических действий в работе над выстрелом активно участвуют зрительная и мышечная память, внимание, волевой комплекс

Развитие психических процессов требует своих тренировочных нагрузок, нередко организации своей формы тренировочных занятий.

Направленность тренировочных нагрузок в практике работы зачастую недооценивается. Предположение, что нужные качества будут развиваться самостоятельно, порождает стереотипность тренировки, что становится тормозом усовершенствованию. Каждое тренировочное занятие и каждая часть его должны иметь конкретную направленность. Это может быть развитие физических качеств, совершенствование техники стрельбы, развитие психических процессов. Проведенная тренировка должна вызывать чувство утомления. Это может быть утомление мышц руки, утомление от борьбы за устойчивость оружия, утомление, связанное с ведением напряженной внимательной стрельбы. Начальная стадия утомления, пока сохраняется высокий уровень результатов, наиболее благоприятно воздействует на повышение тренированности. Проведение тренировки в этом состоянии весьма полезно, но в ограниченном объеме, не допуская пресыщения. Нарастание количества допускаемых ошибок – сигнал к прекращению работы.

В стрельбе из пистолета существует объективный показатель качества выполненной работы – сумма выбитых очков. Но это далеко не всегда является показателем интенсивности проделанной работы и эффективности перенесенной тренировочной нагрузки. Слишком многое зависит от психического состояния стрелка. В одном случае работа складывается гладко, стрельба идет автоматизировано без особых напряжений, давая высокий результат. В другом, несмотря на все старания стрелок не может добиться удовлетворительного результата. Но это не означает, что продуктивность тренировки в первом случае выше, чем во втором. Легкая работа, даже дающая высокий результат, может и не оказывать тренирующего воздействия.

Навыки – автоматизированные компоненты осознанного действия.

Под воздействием тренировочной работы центральная нервная система формирует программу двигательных процессов, позволяющую выполнять хорошо освоенные действия без привлечения внимания к их выполнению. Это навык. Важной особенностью навыка является то, что пока действие протекает гладко, процесс его выполнения не замечается. Однако в случае каких-либо нарушений работы оно немедленно отражается в сознании.

Сформированный навык позволяет стрелку сосредоточиваться на наиболее сложных и решающих элементах комплексного действия, тогда как остальные будут выполняться автоматизировано.

Закрепление навыков зависит от количества повторений и состояния возбуждения нервной системы во время выполнения действия. Повышенное эмоциональное возбуждение прочно закрепляет навык как правильного, так и ошибочно выполняемого действия. Сформированный навык трудно поддается изменениям. Поэтому установка на лучшее выполнение действия – обязательное требование тренировочного процесса.

Учиться тренироваться

В подготовке стрелка можно выделить ряд этапов. Каждый из них решает свои задачи, имеет свои средства и методы, но все они должны быть подчинены конечной цели – формированию умений и навыков прицельной стрельбы, обеспечивающих надежное владение оружием в экстремальных ситуациях. Это требование нередко входит в противоречие с близлежащими задачами.

Нередки случаи, когда новичок, показывающий первоначально неплохие результаты, затормаживается в своем совершенствовании. Это влияние той поры, когда не хватало физических сил удерживать оружие и приходилось приспосабливаться и ловчить с выстрелом. Стрелок знает, как изготовиться к стрельбе, как навести оружие, затаить дыхание. Знает, что усилие указательного пальца должно нарастать плавно. Но очень хочется попасть в центр мишени, а очень многое мешает. Это и недостаточно освоенная поза изготовки и непривычная тяжесть оружия, для преодоления которой приходится напрягать мышцы, и недостаточная устойчивость оружия, проявляющаяся то в бессистемных колебаниях, то в резких толчках в периоды затухания. Мешает требование плавного давления на спуск, тогда как периоды благоприятного положения ровной мушки под яблоком кратковременны и стихийно нарушаются. Приходится использовать каждый момент относительного улучшения устойчивости. Так возникает распространенная среди новичков ошибка -»дерганье». Это давнее, широко наблюдаемое явление сбивания наводки оружия при завершении усилия спуска. У начинающих стрелков «дерганье» проявляется в резком усилении давления на спуск, в связи со стремлением использовать момент благоприятного положения оружия. Но смещение оружия при выжиме спуска имеет место и у стрелков, совершающих плавный нажим на спуск, что так же может быть охарактеризовано, как «дерганье». Здесь это проявляется в непроизвольных сокращениях различных мышечных групп туловища, шеи, плеча, кисти. Они представляют собой двигательную реакцию на ожидаемый выстрел. Пусковым сигналом к этой реакции может быть стремление ускорить выстрел, опасение затяжки времени выполнения выстрела, спад рабочих напряжений в связи с окончанием привычного времени работы над выстрелом, мысль об ожидаемом результате попадания.

Предотвращение этих нежелательных реакций решается формированием установок на сохранение рабочих процессов в завершающей фазе выстрела. Необходимо сохранять прицеливание на протяжении 1,5-2 секунд после выстрела. Поскольку в основе этих нежелательных явлений лежат психологические факторы, то эффективным методическим приемом служит представление о том, что оружие заряжено не одним, а четырьмя патронами. При нажиме на спуск произойдет не один, а четыре последовательных выстрела, и все они должны попасть в цель.